Административный регламент
предоставления муниципальной услуги
по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию
1. Общие положения
1.1. Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее - муниципальная услуга). Регламент разработан в целях повышения качества предоставления муниципальной услуги, создания комфортных условий для участников отношений в соответствии с отношений в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р.
1.2. Получателями муниципальной услуги являются юридические, физические лица (далее - застройщики), подавшие заявление о предоставлении муниципальной услуги в установленном порядке.
1.2.1. От имени физических лиц заявления о предоставлении муниципальной услуги могут подавать:
- законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 18 лет;
- опекуны недееспособных граждан;
- представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре.
1.2.2. От имени юридических лиц заявления о предоставлении муниципальной услуги могут подавать лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, без доверенности; представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре. В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать его участники.
1.3. Порядок информирования о муниципальной услуге.
1.3.1. Информацию о порядке предоставления муниципальной услуги можно получить по месту нахождения отдела архитектуры и строительства Администрации Ярославского муниципального района по адресу: 150001, г. Ярославль, Московский пр-т, д. 11/12 в рабочее время,
- по телефону (4852) 94-85-22, факс: (4852) 42-96-71,
- посредством электронной почты (е-mail): arhyamr@mail.ru, официальном сайте Администрации Ярославского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.yamo.adm.yar.ru, на Едином портале государственных муниципальных услуг (функций) (далее по тексту - Единый портал), в объеме, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)".
время работы:
- понедельник - четверг с 8.30 до 17.30;
- пятница с 8.30 до 16.00;
- перерыв с 12.00 до 12.48;
- суббота, воскресенье - выходные дни.
Приемное время для заявителей:
-понедельник с 13.00 до 17.00;
-вторник с 9.00 до 15.00;
- четверг с 9.00 до 12.00.
- перерыв с 12.00 до 12.48;
1.3.2. Прием документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется в отделе. Возможно предоставление муниципальной услуги в многофункциональных центрах и в электронной форме в соответствии с действующим законодательством.
1.4. Консультации предоставляются при личном обращении, по телефону или посредством электронной почты.
1.5. В любое время с момента приема документов застройщик имеет право на получение сведений о ходе предоставления муниципальной услуги по письменному обращению, телефону, электронной почте или при личном посещении отдела.
1.6. Прием и консультирование (лично или по телефону) проводится корректно и внимательно по отношению к получателям муниципальной услуги.
При ответах на телефонные звонки и устные обращения заявителей должностное лицо, осуществляющее информирование заявителя о предоставлении муниципальной услуги:
сообщает наименование организации, свою фамилию, имя, отчество и замещаемую должность;
в вежливой форме четко и подробно информирует заявителя по интересующим вопросам;
принимает все необходимые меры для ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других должностных лиц или сообщает номер телефона, по которому можно получить необходимую информацию, либо назначает другое удобное для заявителя время устного информирования о порядке предоставления муниципальной услуги.
В случае, если подготовка ответа требует продолжительного времени, специалист, осуществляющий информирование, может предложить заявителю направить письменное обращение по данному вопросу либо назначить другое удобное время для информирования. Письменные обращения граждан рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
1.7. Предоставление муниципальной услуги осуществляет отдел архитектуры и строительства Администрации Ярославского муниципального района (далее - отдел).
1.8. Получателями муниципальной услуги являются юридические, физические лица (далее - застройщики), получившие разрешение на строительство объекта капитального строительства в установленном порядке в отделе.
1.9. Предоставление муниципальной услуги специалистами отдела осуществляется на бесплатной основе.
2. Стандарт предоставления муниципальной услуги
2.1. Наименование муниципальной услуги: "Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию".
2.2. Наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу: отдел архитектуры и строительства Администрации Ярославского муниципального района.
2.3. Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или мотивированного отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
2.4. Правовые основания для предоставления муниципальной услуги:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ,
- Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 октября 2006 года № 121.
2.5. Сроки предоставления муниципальной услуги.
Отдел в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
- проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
- проводит проверку соответствия построенного, реконструированного объекта требованиям разрешения на строительство, градостроительного плана земельного участка и проектной документации;
- проводит осмотр объекта капитального строительства (в случае если строительство объекта не подлежит государственному строительному надзору);
- выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
2.6. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) заявление на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по согласно приложению 1 к Регламенту:
2) правоустанавливающие документы на земельный участок;
3) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
4) разрешение на строительство;
5) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
6) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
7) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
8) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
9) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
10) заключение органа государственного строительного надзора (в случае если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
11) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
12) технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Прилагаемые документы в установленном законодательством порядке должны быть удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон и определенных законодательством должностных лиц.
Все прилагаемые к заявлению документы подписываются заявителем, копии документов заверяются заявителем и представляются одновременно с подлинниками, которые после сверки с копиями предоставляемых документов возвращаются заявителю.
Заявитель вправе приложить к обращению (заявлению) указанные документы или материалы или их копии в письменной форме либо направить в электронной форме.
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в частях 2,3,4,10 пункта 2.6 Регламента, запрашиваются отделом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
Документы, указанные в части 2 пункта 2.6 Регламента, предоставляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2.7. Перечень оснований для отказа в приеме документов:
- предоставление документов неправомочным лицом. Неправомочное лицо - лицо, которое не имеет полномочий (законных оснований) на подачу заявления; не имеет документа (доверенности) надлежаще оформленного, в случае обращения от имени другого лица.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
- отсутствие документов, указанных в пункте 2.6 Регламента, кроме документов, указанных в частях 2,3,4,10 пункта 2.6 Регламента;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;
- непредставление в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство безвозмездно в отдел сведений о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в отдел указанных в настоящем абзаце сведений и документов.
В случае отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщику возвращаются все представленные им документы.
2.8. Требования к местам исполнения муниципальной услуги:
2.8.1. Вход в здание отдела должен быть оборудован вывеской с полным наименованием отдела.
2.8.2. Место для приема посетителей должно соответствовать установленным санитарным нормам и правилам.
2.8.3.Место для ожидания посетителей оборудуется стульями, располагается рядом с рабочим офисом штатных сотрудников отдела, осуществляющих оказание муниципальной услуги. Предусматривается возможность доступа к местам общественного пользования (туалетам).
2.9. Показатели доступности и качества муниципальной услуги:
- доступность заявителей к сведениям о муниципальной услуге посредством использования различных каналов, в том числе получения информации с использованием сети Интернет;
- соблюдение стандарта предоставления муниципальной услуги;
- соблюдение сроков предоставления муниципальной услуги;
- отсутствие обоснованных жалоб заявителей.
2.10. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не превышает 15 минут.
2.11. Срок регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги не превышает 1 рабочий день.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
3. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация комплекта документов;
- рассмотрение заявления и представленных документов;
- принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Срок предоставления муниципальной услуги составляет 10 дней со дня получения заявления на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и комплекта необходимых документов.
3.1. Прием и регистрация комплекта документов:
3.1.1. Заявление на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с приложением документов, указанных в пункте 2.6 Регламента, подается (направляется) застройщиком либо его представителем в отдел, в день поступления регистрируется в журнале поступающей корреспонденции отдела путем внесения записи, которая содержит:
входящий номер;
дату приема заявления;
наименование застройщика.
3.1.2. Специалист отдела, уполномоченный принимать документы, оформляет поступившие документы и передает их начальнику отдела для рассмотрения.
3.2. Рассмотрение заявления и комплекта документов:
3.2.1. Начальник отдела назначает исполнителя, ответственного за рассмотрение документов, представленных для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее - исполнитель).
3.2.2. Фамилия, имя и отчество исполнителя, его должность должны быть сообщены заявителю по его письменному или устному обращению.
3.2.3. Исполнитель в течение 5 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию проводит проверку документов и запрашивает необходимые документы, прилагаемые к заявлению в соответствии с пунктом 2.6 Регламента, производит осмотр объекта капитального строительства. В случае если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта не проводится.
3.3. Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
3.3.1. По результатам проверки исполнитель в течение одного рабочего дня готовит проект разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или отказа в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
3.3.2. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию передается на рассмотрение начальнику отдела для принятия им соответствующего решения.
3.3.3. Оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 октября 2006 года № 121 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
3.3.4. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года № 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (приложение 3 к Регламенту).
3.3.5. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию регистрируется в журнале регистрации выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
3.3.6. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр выдается застройщику, второй экземпляр хранится в деле отдела.
3.3.7. При обнаружении исполнителем обстоятельств, указанных в пункте 2.7 Регламента, составляется проект мотивированного отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
3.3.8. Проект мотивированного отказа передается на рассмотрение начальнику отдела с приложением документов, на основании которых он был подготовлен.
3.3.9. По итогам рассмотрения начальник отдела подписывает отказ или возвращает проект отказа на доработку.
3.4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
3.4.1. Сотрудники отдела, осуществляя действия в соответствии с пунктами 3.1.- 3.3. Регламента, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обеспечивают проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в пункте 2.6. Регламента, осмотр объекта капитального строительства и выдают заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
3.4.2. Сведения о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию вносятся исполнителем в журнал регистрации разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
4.1. Текущий контроль за принятием решений, соблюдением и исполнением положений Регламента и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, осуществляется начальником отдела непосредственно при предоставлении услуги. По результатам проверок начальник отдела дает указания по устранению выявленных нарушений и контролирует их исполнение.
Текущий контроль может включать рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заинтересованных лиц, содержащие жалобы на решения (действия, бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги.
4.2. Оценка качества предоставления муниципальной услуги, последующий контроль за исполнением Регламента осуществляется заместителем Главы Администрации ЯМР по вопросам ЖКХ и строительства и включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заинтересованных лиц, рассмотрение предложений по повышению качества предоставления услуги и недопущению выявленных нарушений.
Плановые проверки исполнения Регламента осуществляются заместителем Главы Администрации ЯМР по вопросам ЖКХ и строительства в соответствии с графиком проверок, но не реже чем раз в два года.
Внеплановые проверки осуществляются заместителем Главы Администрации ЯМР по вопросам ЖКХ и строительства при наличии жалоб на исполнение Регламента.
4.3. Персональная ответственность исполнителя закрепляется в его должностной инструкции в соответствии с требованиями законодательства.
По результатам проверок лица, допустившие нарушение Регламента, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.4. Контроль за соблюдением законодательства при предоставлении муниципальной услуги осуществляется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством.
4.5. Граждане, их объединения и организации вправе обжаловать решения (действия, бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги, в порядке, установленном разделом 5 Регламента.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих
5.1. Заявитель имеет право на судебное и досудебное (внесудебное) обжалование решений (действий, бездействия), принимаемых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги.
5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования могут быть решения (действия, бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги.
5.3. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является направление в отдел архитектуры и строительства Администрации Ярославского муниципального района или заместителю Главы Администрации ЯМР по вопросам ЖКХ и строительства в письменной форме или в форме электронного документа жалобы, либо личное обращение гражданина к должностному лицу администрации (далее - обращение).
5.4. В обращении заявитель в обязательном порядке указывает свою фамилию, имя, отчество (либо реквизиты юридического лица, в случае если застройщик - юридическое лицо), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
5.5. Обращение, поступившее в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Обращение, в том числе и поступившее по электронной почте, подлежит регистрации в течение трех дней с момента его поступления.
5.6. Результатом досудебного (внесудебного) обжалования является подписанный должностным лицом ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
5.7. Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
5.8. Получатель муниципальной услуги вправе оспорить решения, действия (бездействие), принятые (осуществленные) в ходе предоставления муниципальной услуги, путем подачи соответствующего заявления в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве.